Порядок проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации (Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. N 2610 г.).
Дата начала публикации 15.02.2012 9:57:37 | ||||
С изменениями и дополнениями от: 22 марта, 21 ноября 2013 г., 14 сентября 2015 г. 1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609; 2011, N 48, ст. 6730; Российская газета, 2013, N 238) (далее - Закон) и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - постановление). 2. В Министерстве обороны Российской Федерации*(1) проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). 3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. 4. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции*(2). 5. При подготовке проектов нормативных правовых актов и проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) должностные лица органов военного управления обязаны руководствоваться следующим: а) коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются*(3): широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов (органов военного управления (их должностных лиц); определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами (органами военного управления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов (органов военного управления (их должностных лиц); чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами (органами военного управления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага); нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. б) коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются*(4): наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; злоупотребление правом заявителя государственными органами (органами военного управления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. 6. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы. При этом к рассмотрению принимаются только проекты нормативных правовых актов, согласованные со всеми заинтересованными органами военного управления. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится при мониторинге их применения и по указанию Министра обороны Российской Федерации. Задачами мониторинга являются: своевременное выявление в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов; устранение выявленных коррупциогенных факторов. При мониторинге осуществляется: а) сбор информации о практике применения нормативных правовых актов; б) непрерывное наблюдение за применением нормативных правовых актов; в) анализ и оценка получаемой информации о практике применения нормативных правовых актов и результатов наблюдения за их применением. При обнаружении в ходе мониторинга в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов орган военного управления - разработчик нормативного правового акта подготавливает проект нормативного правового акта о внесении изменений в указанный нормативный правовой акт или его отмене и после согласования с заинтересованными органами военного управления представляет в Правовой департамент Министерства обороны для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с настоящим Порядком. 7. Срок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) - не более 10 дней со дня поступления в Правовой департамент Министерства обороны. 8. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом Правовым департаментом Министерства обороны при проведении антикоррупционной экспертизы (далее - заключение). 9. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом военного управления - разработчиком нормативного правового акта или должностным лицом*(5). 10. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, за исключением проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения конфиденциального характера, органы военного управления - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в Правовой департамент Министерства обороны, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт regulation.gov.ru) с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Проекты указанных нормативных правовых актов размещаются на сайте regulation.gov.ru не менее чем на 7 дней. Органы военного управления - разработчики проектов нормативных правовых актов при направлении их на рассмотрение в Правовой департамент Министерства обороны в сопроводительном письме указывают ID проектов нормативных правовых актов, размещенных на сайте regulation.gov.ru. 11. При размещении проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на сайте regulation.gov.ru органы военного управления - разработчики проектов нормативных правовых актов указывают адрес электронной почты Правового департамента Министерства обороны (Pd_lotdel@mil.ru) для направления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Поступившие заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов регистрируются в Правовом департаменте Министерства обороны. При поступлении заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы Правовой департамент Министерства обороны возвращает проект нормативного правового акта органу военного управления - разработчику нормативного правового акта вместе с копией поступившего заключения для подготовки и отправки мотивированного ответа гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу (далее - ответ). 12. При внесении в текст проекта нормативного правового акта существенных изменений он подлежит повторному размещению на сайте regulation.gov.ru. 13. Заключение, составленное по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению в 30-дневный срок со дня его получения Министерством обороны. По результатам рассмотрения заключения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, органом военного управления - разработчиком нормативного правового акта направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствуют предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов*(6), и одновременно сообщается об этом в Правовой департамент Министерства обороны с представлением копии указанного ответа. _____________________________ *(1) Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации - нормативными правовыми актами; проекты нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации - проектами нормативных правовых актов. *(2) Часть 2 статьи 1 Закона. *(3) Пункт 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением (далее - Методика). *(4) Пункт 4 Методики. *(5) Часть 5 статьи 4 Закона. *(6) Часть 3 статьи 5 Закона. |