I Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 года
Дата начала публикации 24.12.2021 17:00:08 | ||||
РАЗДЕЛ I. О СОХРАНЕНИИ ВСЕОБЩЕГО МИРА С целью предупредить, по возможности, обращение к силе в отношениях между государствами, Договаривающиеся державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий. РАЗДЕЛ II. О ДОБРЫХ УСЛУГАХ И ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ Договаривающиеся державы соглашаются, в случае важного разногласия или столкновения, прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав. Независимо от этого обращения, Договаривающиеся державы признают полезным и желательным, чтобы одна или несколько держав, непричастных столкновению, по собственному почину предлагают находящимся в споре государствам, насколько позволят обстоятельства, свои добрые услуги или посредничество. Статья 4 Задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре. Статья 5 Обязанности посредника прекращаются с того времени, когда одна из спорящих Сторон или сам посредник удостоверятся, что предложенные средства примирения не были приняты. Статья 6 Добрые услуги и посредничество, будут ли они применяться по просьбе спорящих Сторон или по почину непричастных столкновению держав, имеют исключительно значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными. Статья 7 Принятие посредничества, при отсутствии иного соглашения, не может иметь последствием приостановку, замедление или задержание мобилизации и прочих приготовительных к войне мер. Статья 8 Договаривающиеся державы единодушно советуют в тех случаях, когда позволят обстоятельства, применять следующий особый способ посредничества. РАЗДЕЛ III. О МЕЖДУНАРОДНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ КОМИССИЯХ Статья 9 В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов, и проистекающих из разногласия в оценке фактических обстоятельств дела, Договаривающиеся державы признают полезным и желательным, чтобы Стороны, не достигшие соглашения дипломатическим путем, учреждали, насколько позволят обстоятельства, международную следственную комиссию, на коей будет лежать обязанность облегчать разрешение этих споров, выяснением вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования. Статья 10 Международные следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между спорящими Сторонами. Статья 11 Если соглашением о следствии не назначено место пребывания комиссии, последняя пребывает в Гааге. Статья 12 Международные следственные комиссии образуются, при отсутствии иного о сем условии, порядком, определенным статьями 45 и 57 настоящей Конвенции. Статья 13 В случае смерти, отставки или отсутствия, по какой бы то ни было причине, одного из комиссаров или, соответственно, одного из ассесоров, замещение его производится порядком, установленным для его назначения. Статья 14 Стороны имеют право назначить при следственной комиссии особых агентов, с поручением представлять их и служить посредникам между ними и комиссией. Статья 15 Международное бюро Постоянной палаты третейского суда служит канцелярией для следственных комиссий, заседающих в Гааге, и предоставляет свое помещение и свои услуги в распоряжение Договаривающихся держав для действия следственной комиссии. Статья 16 Если комиссия заседает не в Гааге, она назначает Генерального секретаря, Бюро коего служит ей канцелярией. Статья 17 Чтобы облегчить образование и действие Следственных Комиссий Договаривающиеся державы предлагают нижеследующие правила, которые будут применяться к следственному производству, поскольку Стороны не примут других правил. Статья 18 Комиссия устанавливает подробности производства, не предусмотренные особым соглашением о следствии или настоящей Конвенцией, и производит все формальности, сопряженные с представлением доказательств. Статья 19 Следствие производится состязательным порядком. Статья 20 Комиссия имеет право, с согласия Сторон, временно перенести свои заседания на места, если она считает полезным обратиться к этому средству осведомления, или отправить туда одного или нескольких из своих членов. Разрешение государства, на территории коего должно состояться такое расследование, должно быть испрошено. Статья 21 Всякое удостоверение фактических обстоятельств и всякий осмотр местности должны совершаться в присутствии агентов и советников Сторон или по надлежащем их приглашении. Статья 22 Комиссия имеет право просить у каждой из Сторон тех объяснений или сведений, кои она признает полезными. Статья 23 Стороны обязываются предоставить следственной комиссии в самой широкой мере, признаваемой ими возможной, все средства и способы, необходимые для полного выяснения и точной оценки спорных фактов. Статья 24 Для всех оповещений, кои комиссия должна была бы сделать на территории третьей Договорившейся державы, комиссия непосредственно обращается к правительству этой державы. Тот же порядок применяется, если надо установить на местах какое-либо доказательство. Статья 25 Свидетели и эксперты вызываются или по просьбе Сторон, или самой комиссией, и во всяком случае чрез посредство правительства державы, на территории коей они находятся. Статья 26 Допросом свидетелей руководит председатель. Статья 27 Свидетелю, при даче показаний, не разрешается читать никакого писанного проекта. Однако ему может быть позволено председателем прибегать к помощи заметок и документов, если свойство передаваемых фактов делает необходимым пользование ими. Статья 28 Протокол показания свидетеля составляется в том же заседании и прочитывается свидетелю. Свидетель может внести в него любые изменения и дополнения, кои и отмечаются в конце его показания. Статья 29 Агенты имеют право в течение или в конце следствия передавать комиссии и другой Стороне такие заявления, представления или сводки фактов, которые они считают полезными для раскрытия истины. Статья 30 Совещания комиссии происходят при закрытых дверях и остаются секретными. Статья 31 Заседания Комиссии могут быть открыты, а протоколы и документы следствия обнародованы лишь по решению комиссии, принятому с согласия Сторон. Статья 32 После того, как Стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели были выслушаны, председатель объявляет следствие законченным, и комиссия приостанавливает заседания, дабы обсудить и составить свой доклад. Статья 33 Доклад подписывается всеми членами комиссии. Статья 34 Доклад комиссии читается в открытом заседании в присутствии агентов и советников Сторон или по надлежащем их приглашении. Статья 35 Доклад комиссии, ограничиваясь лишь установлением фактов, отнюдь не имеет характера третейского решения. За Сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами. Статья 36 Стороны несут каждая свои собственные издержки и поровну издержки комиссии. РАЗДЕЛ IV. О МЕЖДУНАРОДНОМ ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ Статья 37 Международный третейский суд имеет предметом решение споров между государствами, судьями по их выбору и на основании уважения к праву. Статья 38 В вопросах юридического свойства и преимущественно в вопросах толкования или применения международных договоров, третейский суд признается Договаривающимися державами самым действительным и вместе с тем самым справедливым средством решения споров, не улаженных дипломатическим путем. Статья 39 Соглашение о третейском суде заключается для решения споров уже возникших или могущих представиться в будущем. Статья 40 Независимо от общих или частных договоров, установляющих ныне обязанность для Договорившихся держав обращаться к третейскому суду, эти державы, сохраняют за собою право заключать новые соглашения, общие или частные, с целью распространения обязательного третейского суда на все те дела, которые они признают возможным ему подчинить. Глава II Статья 41 Договаривающиеся державы, желая облегчить возможность обращаться без замедления к третейскому суду в случае международных споров, которые не могли быть улажены дипломатическим путем обязываются сохранить в том виде, как она была учреждена Первой конференцией мира, Постоянную палату третейского суда, доступную во всякое время и действующую, при отсутствии иного о сем условия, сообразно порядку производства, изложенному в настоящей Конвенции. Статья 42 Постоянная палата третейского суда компетентна для всех случаев третейского разбирательства, если только Сторонами не будет заключено соглашения об установлении особого суда. Статья 43 Постоянная палата имеет свое местопребывание в Гааге. Статья 44 Каждая Договаривающаяся держава назначает не более четырех лиц, которые были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи. Статья 45 Когда Договаривающиеся державы пожелают обратиться к Постоянной палате третейского суда для решения возникшего между ними несогласия, то выбор третейских судей, призванных образовать надлежащий суд для разрешения этого спора, должен быть сделан из общего списка членов Палаты. Статья 46 Как только суд составлен, Стороны сообщают Бюро свое решение обратиться к Палате, текст своей третейской записи и имена судей. Статья 47 Бюро может предоставлять в распоряжение Договаривающихся держав свое помещение и свои услуги для отправления всякого специального третейского разбирательства. Статья 48 Подписавшиеся державы считают своим долгом в случае, если бы между двумя или несколькими из них грозило возникнуть острое столкновение, напомнить им, что Постоянная палата для них открыта. Статья 49 Постоянный Распорядительный совет, образованный из аккредитованных в Гааге дипломатических представителей Договаривающихся держав и нидерландского министра иностранных дел, который будет исполнять обязанности председателя, заведует Международным бюро и наблюдает за ним. Статья 50 Расходы на Бюро будут нести Договаривающиеся державы по соразмерности, установленной для Международного бюро Всемирного почтового союза. Глава III Статья 51 Дабы способствовать возможно большему распространению третейского суда, Державы постановили следующие правила, применяемые к третейскому разбирательству, если между Сторонами не последовало соглашения о применении иных правил. Статья 52 Державы, обращающиеся к третейскому суду, подписывают третейскую запись, в которой определяются предмет спора, срок назначения третейских судей, форма, порядок и сроки, согласно которым сообщение, указанное статьей 63, должно быть сделано, и размер суммы, которую каждая Сторона должна будет внести, как аванс на расходы. Статья 53 Постоянная палата имеет право установить третейскую запись, если Стороны согласны обратиться к ней с этою целью. Статья 54 В случае, предусмотренном предшествующей статьей, третейская запись устанавливается комиссией, состоящей из пяти членов, назначенных порядком, указанным в статье 45, части 3 — 6. Статья 55 Обязанности третейского судьи могут быть возложены на одного или нескольких судей, назначенных Сторонами по их усмотрению или же выбранных ими из числа членов Постоянной палаты третейского суда, установленной настоящей Конвенцией. Статья 56 Если третейским судьею будет избран Государь или глава государства, то порядок третейского разбирательства определяется им. Статья 57 Старший судья является по праву председателем суда. Статья 58 В случае установления третейской записи комиссией, предусмотренной в статье 54, и при отсутствии иного постановления, комиссия сама образует третейский суд. Статья 59 В случае смерти, отставки или отсутствия по какой либо причине одного из судей замещение его производится порядком, установленным для его назначения. Статья 60 При отсутствии указания Сторон, суд имеет местопребывание в Гааге. Статья 61 Если третейская запись не определила, обращение к каким языкам будет допущено, то это решает суд. Статья 62 Стороны имеют право назначать при третейском суде особых агентов, с поручением служить посредниками между ними и судом. Статья 63 Третейское разбирательство состоит по общему правилу из двух отдельных частей: письменного следствия и прений. Статья 64 Каждая бумага, представленная одною из Сторон, должна быть сообщена другой из засвидетельствованной копии. Статья 65 За исключением особых условий, суд собирается лишь после окончания следствия. Статья 66 Прениями руководит председатель. Статья 67 По окончании следствия, суд имеет право устранять от рассмотрения все новые акты и документы, которые пожелала бы предъявить ему одна из Сторон, без согласия другой. Статья 68 Суду предоставляется право принять в соображение те новые акты или документы, на которые обратили бы его внимание агенты или советники Сторон. Статья 69 Кроме того, суд может требовать от агентов Сторон представления всяких актов и просить всех необходимых объяснений. В случае отказа, суд заносит о сем в протокол. Статья 70 Агентам и советникам Сторон разрешается представлять словесно суду все доводы, которые они признают полезными для защиты своего дела. Статья 71 Они в праве предъявлять возражения и отводы. Определения суда по этим вопросам считаются окончательными и не могут служить предметом дальнейших прений. Статья 72 Члены суда имеют право предлагать вопросы агентам и советникам Сторон и требовать от них разъяснений по возбуждающим сомнение вопросам. Статья 73 Суд в праве определить предметы своего ведения путем толкования третейской записи, а также и других договоров, которые могут иметь значение в данном случае, и путем применения начал права. Статья 74 Суд имеет право установлять процессуальные правила относительно хода производства, а также формы, порядок и сроки предъявления каждою из Сторон своих окончательных заключений и производить все формальности, сопряженные с представлением доказательств. Статья 75 Стороны обязуются предоставить суду в самой широкой мере, признаваемой ими возможною, все средства, необходимые для разрешения спора. Статья 76 Для всех оповещений, кои суд должен будет передавать на территории третьей Договорившейся державы, он непосредственно обращается к правительству этой державы. То же правило применяется, когда надо установить на месте какое-либо доказательство. Статья 77 По представлении агентами и советниками Сторон всех разъяснений и доказательств для обоснования их требований, председатель объявляет прения оконченными. Статья 78 Совещания суда происходят при закрытых дверях и остаются секретными. Статья 79 Третейское решение должно быть мотивировано. Оно перечисляет имена судей; оно подписывается председателем и делопроизводителем или секретарем, исполняющим обязанности делопроизводителя. Статья 80 Третейское решение прочитывается в открытом заседании суда, в присутствии агентов и советников Сторон или по надлежащем их приглашении. Статья 81 Третейское решение, правильно постановленное и объявленное агентам Сторон, разрешает спор окончательно и безапелляционно. Статья 82 Всякий спор, который мог бы возникнуть между Сторонами относительно толкования и исполнения решения, подвергается, при отсутствии иного соглашения, разбирательству суда, который постановил это решение. Статья 83 Стороны могут в третейской записи оговорить свое право просить о пересмотре третейского решения. Статья 84 Третейское решение обязательно только для спорящих Сторон. Статья 85 Стороны несут каждая свои собственные издержки и поровну издержки суда. Глава IV Статья 86 Для облегчения действия третейского разбирательства в тех случаях, когда дело идет о спорах, способных подлежать сокращенному производству, Договаривающиеся державы устанавливают нижеследующие правила, которые применяются при отсутствии иных постановлений и с оговоркою в пользу применения, в случае надобности, не противоречащих сему правил главы III. Статья 87 Каждая спорящая Сторона назначает одного судью. Указанные таким образом двое судей выбирают старшего судью. Если они не могут придти к соглашению по этому предмету, каждый из них представляет двух кандидатов, взятых из общего списка членов Постоянной палаты, вне членов, назначенных каждой из Сторон, и не принадлежащих к подданству последних; жребий решает, который из представленных таким образом кандидатов будет старшим судьей. Статья 88 При отсутствии предварительного соглашения, суд назначает, тотчас же после своего образования, срок, в который обе Стороны должны будут представить ему свои памятные записки. Статья 89 Каждая Сторона представлена перед судом одним агентом, который служит посредником между судом и правительством, его назначившим. Статья 90 Производство совершается исключительно в письменной форме. Однако каждая Сторона имеет право просить о допущении свидетелей и экспертов. Суд, со своей стороны, может просить словесных объяснений у агентов обеих Сторон, равно как у экспертов и свидетелей, допущение которых он считает полезным. РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ Статья 91 Настоящая Конвенция, надлежащим образом ратифицированная, заменит в отношениях между Договорившимися державами Конвенцию о мирном решении международных столкновений 29 июля 1899 года. Статья 92 Настоящая Конвенция будет ратифицирована в скорейшем по возможности времени. Статья 93 Державам, не приглашенным на Вторую конференцию мира, предоставляется присоединиться к настоящей Конвенции. Статья 94 Условия, на которых державы, не приглашенные на Вторую конференцию мира, будут иметь возможность присоединиться к настоящей Конвенции, составят предмет последующего соглашения между Договорившимися державами. Статья 95 Настоящая Конвенция вступит в силу в отношении держав, участвовавших в первой сдаче на хранение ратификаций, шестьдесят дней спустя после дня протокола этой сдачи, а в отношении держав, которые ратифицируют позднее или присоединятся, шестьдесят дней после того, как оповещение о их ратификации или о их присоединении будет получено Нидерландским Правительством. Статья 96 В случае, если бы одна из Договаривающихся держав пожелала отказаться от настоящей Конвенции, об этом отказе письменно оповещается Нидерландское Правительство, которое немедленно сообщает засвидетельствованную копию оповещения всем другим державам, уведомляя их о дне, когда оно его получило. Статья 97 Список, составляемый в Нидерландском Министерстве иностранных дел, будет заключать указание дня сдачи на хранение ратификаций, произведенной согласно статье 91, части 3 и 4, а равно дней, в которые будут получены оповещения о присоединении (статья 93, часть 2) и об отказе (статья 96, часть 1). Учинено в Гааге, восемнадцатого октября тысяча девятьсот седьмого года, в одном экземпляре, который будет храниться в архиве Нидерландского Правительства и засвидетельствованные копии коего будут сообщены дипломатическим путем Договаривающимся державам. (Подписи) |