Основы военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности
Дата начала публикации 19.05.2022 12:40:53 | ||||
Утверждена министрами обороны Раздел I. Общие положения 1. Основы военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности (далее – Основы военной политики) разработаны на основании пункта 17 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, подписанного 25 декабря 2013 г. и вступившего в силу 27 февраля 2015 г., и в соответствии с пунктом 16 Плана реализации основных направлений российско-белорусского сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности на 2019–2020 годы, утвержденного секретарями советов безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации 10 сентября 2019 г. 2. Основы военной политики представляют собой согласованную государствами – членами Союзного государства (далее – Стороны) совокупность официальных взглядов на военные угрозы международной информационной безопасности, а также целей, задач, принципов, приоритетов и основных направлений деятельности Сторон по противодействию этим угрозам. 3. Правовую основу военной политики составляют конституции Республики Беларусь и Российской Федерации, положения Устава Организации Объединенных Наций (далее – ООН), договор о создании Союзного государства, совместные международные обязательства Сторон в области международной информационной безопасности. 4. Основы военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности предназначены для выработки и осуществления на мировой арене согласованных действий Сторон, направленных на предотвращение, ограничение и нейтрализацию угроз военного характера в области международной информационной безопасности. В ходе выработки и реализации Основ военной политики Стороны договорились использовать следующие согласованные термины и их определения:
Иные термины в Основах военной политики приведены в значениях, используемых в международных актах, участниками которых являются Стороны. Раздел II. Военные угрозы международной информационной безопасности 5. Высокие темпы развития информационных систем различного назначения, компьютерных сетей типа Интернет и электронных СМИ привели на рубеже тысячелетий к формированию глобального информационного пространства. Ряд государств и межгосударственных объединений стали активно использовать его ресурсы для совершения актов агрессии, нарушения государственного суверенитета и вмешательства во внутренние дела других членов мирового сообщества. Ширится практика распространения в социальных сетях и глобальных СМИ угрожающих политических, террористических, экстремистских, расистских и ксенофобских материалов, которые приводят к вспышкам насилия и способствуют возникновению вооруженных конфликтов в различных регионах мира. Мировое сообщество, стремительно продвигающееся по пути информатизации всех сфер жизнедеятельности общества, оказалось перед лицом новой серьезной военной угрозы, связанной с агрессивным и иным враждебным использованием ИКТ. 6. Стороны считают основной военной угрозой международной информационной безопасности использование ИКТ для осуществления агрессивных и иных враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности. При этом главными источниками военной угрозы национальной и международной информационной безопасности являются зарубежные государства, сепаратистские (террористические, экстремистские) организации, разрабатывающие и применяющие ИКТ для нанесения ущерба информационной инфраструктуре, информационным процессам и ресурсам критически важных и других объектов, дезорганизации информационных систем жизнеобеспечения общества, деморализации населения, дестабилизации внутриполитической остановки, дезориентации руководства и общественности суверенных государств. 7. Стороны полагают, что в отдельных случаях последствия враждебного использования ИКТ как государственными, так и негосударственными субъектами могут быть сопоставимы с результатами применения оружия и приводить к возникновению и эскалации международных и внутренних вооруженных конфликтов. 8. Проведение террористических актов с использованием ИКТ, в том числе путем деструктивного воздействия на информационную инфраструктуру, информационные процессы и ресурсы критически важных и других объектов, для подрыва политической, экономической, финансовой, коммунальной и иных систем жизнеобеспечения общества и государства, 9. Вмешательство во внутренние дела суверенных государств с использованием ИКТ, нарушение общественного порядка, разжигание межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганда расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию, может создавать военную угрозу международной информационной безопасности. 10. Трансграничный характер военных угроз, создаваемых посредством агрессивного и иного враждебного использования ИКТ, свидетельствует о необходимости формирования системы международной информационной безопасности, которая обеспечит всем членам мирового сообщества равные права и возможности для ее эффективного предотвращения и нейтрализации. Раздел III. Цель, задачи, приоритеты и направления реализации военной политики Союзного государства 11. Цель военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности заключается в содействии формированию режима международной информационной безопасности, нацеленного на предотвращение возможности развязывания войн и вооруженных конфликтов в результате враждебного использования ИКТ. 12. Основные задачи военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности: а) содействие прогрессивному развитию существующего международного права по следующим направлениям:
б) выработка мер укрепления доверия в области использования ИКТ, повышение прозрачности и предсказуемости военной деятельности в информационном пространстве с целью снижения риска возникновения вооруженных конфликтов; в) содействие установлению и поддержанию международного правового режима нераспространения информационного оружия с целью предотвращения эскалации гонки информационных вооружений и возможности террористического или иного враждебного использования ИКТ. 13. Решение задач военной политики осуществляется комплексно как в рамках Союзного государства, так и в рамках других международных организаций, а также во взаимодействии с дружественными и партнерскими государствами. 14. Основными приоритетами реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности являются:
15. Основными направлениями реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности, в том числе в рамках ОДКБ, являются:
16. Основными направлениями реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности с государствами – членами ООН, ШОС, БРИКС, а также с другими дружественными зарубежными странами Азии, Африки и Латинской Америки являются:
17. Основные направления реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности с военными ведомствами государств – членов ОБСЕ, НАТО, АСЕАН и другими:
18. По мере заключения двусторонних и многосторонних договоров в области международной информационной безопасности перечень и содержание направлений реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности может уточняться и конкретизироваться. Раздел IV. Механизм реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности 19. Принятие решений органами государственной власти и военного управления Союзного государства по реализации военной политики может осуществляться с учетом разграничения их полномочий, закрепленных в Военной доктрине Союзного государства. 20. Основными рабочими органами по подготовке предложений для органов государственной власти и военного управления Союзного государства в области международной информационной безопасности являются советы безопасности, министерства обороны и генеральные штабы вооруженных сил Сторон. Раздел V. Заключительные положения 21. Формы и механизмы сотрудничества Сторон, вопросы финансирования, защиты информации, разрешения споров и другие вопросы, возникающие в процессе реализации военной политики, решаются в соответствии с положениями ст. 5–10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 25 декабря 2013 г. 22. Положения настоящих Основ могут уточняться с изменением характера военных угроз, целей, задач, приоритетов, направлений и механизма реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности. |