Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram
Главная < Документы < Банк документов < Информация о документе

Основы военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности

Дата начала публикации 19.05.2022 12:40:53

Утверждена министрами обороны
Российской Федерации
и Республики Беларусь
в октябре 2021 г.

Раздел I. Общие положения

1. Основы военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности (далее – Основы военной политики) разработаны на основании пункта 17 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной  информационной безопасности, подписанного 25 декабря 2013 г. и вступившего в силу 27 февраля 2015 г., и в соответствии с пунктом 16 Плана реализации основных направлений  российско-белорусского сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности на 2019–2020 годы, утвержденного секретарями советов безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации 10 сентября 2019 г.

2. Основы военной политики представляют собой согласованную государствами – членами Союзного государства (далее – Стороны) совокупность официальных взглядов на военные угрозы международной информационной безопасности, а также целей, задач, принципов, приоритетов и основных направлений деятельности Сторон по противодействию этим угрозам.

3. Правовую основу военной политики составляют конституции Республики Беларусь и Российской Федерации, положения Устава Организации Объединенных Наций (далее – ООН), договор о создании Союзного государства, совместные международные обязательства Сторон в области международной информационной безопасности.

4. Основы военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности предназначены для выработки и осуществления на мировой арене согласованных действий Сторон, направленных на предотвращение, ограничение и нейтрализацию угроз военного характера в области международной информационной  безопасности. В ходе выработки и реализации Основ военной политики Стороны договорились использовать следующие согласованные термины и их определения:

  • военная угроза международной информационной безопасности – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризующееся возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами вследствие враждебного использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических, экстремистских) организаций к применению информационного оружия;
  • враждебное использование ИКТ – применение ИКТ в агрессивных, террористических и экстремистских целях, представляющее угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности;
  • информационное оружие – ИКТ, предназначенные для воздействия на информационные объекты противника, при котором объект полностью или частично (временно) теряет способность к нормальному функционированию (выполнению боевой задачи);
  • информационное пространство – сфера деятельности, связанная с формированием, созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие, в том числе, на индивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию;
  • информационно-коммуникационные технологии – процессы, методы и средства поиска, сбора, хранения, обработки, передачи, приема и распространения информации;
  • международная информационная безопасность – состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве;
  • международный режим нераспространения информационного оружия – система закономерностей, принципов, норм, правил и процедур предотвращения распространения информационного оружия, а также международных и национальных органов с участием всех членов мирового сообщества и негосударственных структур, чьей конечной целью является полное запрещение информационного оружия;
  • меры укрепления доверия в области использования ИКТ – добровольные взаимосогласованные действия двух и более государств, направленные на предотвращение угроз и снижение риска возникновения конфликтов за счет развития сотрудничества и повышения транспарентности при использовании ИКТ;
  • система международной информационной безопасности – совокупность международных и национальных институтов, призванных согласованно регулировать  деятельность различных субъектов информационного пространства в интересах предотвращения и нейтрализации угроз враждебного использования ИКТ.

Иные термины в Основах военной политики приведены в значениях, используемых в международных актах, участниками которых являются Стороны.

Раздел II. Военные угрозы международной информационной безопасности

5. Высокие темпы развития информационных систем различного назначения, компьютерных сетей типа Интернет и электронных СМИ привели на рубеже тысячелетий к формированию глобального информационного пространства. Ряд государств и межгосударственных объединений стали активно использовать его ресурсы для совершения актов агрессии, нарушения государственного суверенитета и вмешательства во внутренние дела других членов мирового сообщества. Ширится практика распространения в социальных сетях и глобальных СМИ угрожающих политических, террористических, экстремистских, расистских и ксенофобских материалов, которые приводят к вспышкам насилия и способствуют возникновению вооруженных конфликтов в различных регионах мира. Мировое сообщество, стремительно продвигающееся по пути информатизации всех сфер жизнедеятельности общества, оказалось перед лицом новой серьезной военной угрозы, связанной с агрессивным и иным враждебным использованием ИКТ.

6. Стороны считают основной военной угрозой международной информационной безопасности использование ИКТ для осуществления агрессивных и иных враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности. При этом главными источниками военной угрозы национальной и международной информационной безопасности являются зарубежные государства, сепаратистские (террористические, экстремистские) организации, разрабатывающие и применяющие ИКТ для нанесения ущерба информационной инфраструктуре, информационным процессам и ресурсам критически важных и других объектов, дезорганизации информационных систем жизнеобеспечения общества, деморализации населения, дестабилизации внутриполитической остановки, дезориентации руководства и общественности суверенных государств.

7. Стороны полагают, что в отдельных случаях последствия враждебного использования ИКТ как государственными, так и негосударственными субъектами могут быть сопоставимы с результатами применения оружия и приводить к возникновению и эскалации международных и внутренних вооруженных конфликтов.

8. Проведение террористических актов с использованием ИКТ, в том числе путем деструктивного воздействия на информационную инфраструктуру, информационные процессы и ресурсы критически важных и других объектов, для подрыва политической, экономической, финансовой, коммунальной и иных систем жизнеобеспечения общества и государства,
а также для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников может создавать военную угрозу международной информационной безопасности.

9. Вмешательство во внутренние дела суверенных государств с использованием ИКТ, нарушение общественного порядка, разжигание межнациональной, межрасовой и  межконфессиональной вражды, пропаганда расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию, может создавать военную угрозу международной информационной безопасности.

10. Трансграничный характер военных угроз, создаваемых посредством  агрессивного и иного враждебного использования ИКТ, свидетельствует о необходимости формирования системы международной информационной безопасности, которая обеспечит всем членам мирового сообщества равные права и возможности для ее эффективного предотвращения и нейтрализации.

Раздел III. Цель, задачи, приоритеты и направления реализации военной политики Союзного государства
в области международной информационной безопасности

11. Цель военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности заключается в содействии формированию режима международной информационной безопасности, нацеленного на предотвращение возможности развязывания войн и вооруженных конфликтов в результате враждебного использования ИКТ.

12. Основные задачи военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности:

а) содействие прогрессивному развитию существующего международного права по следующим направлениям:

  • определение правовых рамок, при которых ИКТ приобретают свойства оружия;
  • выработка правовой процедуры квалификации враждебного использования ИКТ, как акта агрессии;
  • установление критериев правомерности военного реагирования  на враждебное использование ИКТ;
  • адаптация норм международного гуманитарного права к условиям враждебного использования ИКТ;

б) выработка мер укрепления доверия в области использования ИКТ, повышение прозрачности и предсказуемости военной деятельности в информационном пространстве с целью снижения риска возникновения вооруженных конфликтов;

в) содействие установлению и поддержанию международного правового режима нераспространения информационного оружия с целью предотвращения эскалации гонки информационных вооружений и возможности террористического или иного враждебного использования ИКТ.

13. Решение задач военной политики осуществляется комплексно как в рамках Союзного государства, так и в рамках других международных организаций, а также во взаимодействии с дружественными и партнерскими государствами.

14. Основными приоритетами реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности являются:

  • развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Союзного государства как части системы информационной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ);
  • участие в формировании системы международной информационной безопасности совместно с государствами – членами ООН, Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС), БРИКС, а также с другими дружественными зарубежными странами Азии, Африки и Латинской Америки;
  • налаживание конструктивных взаимоотношений в области международной информационной безопасности с военными ведомствами государств – членов ОБСЕ, НАТО, АСЕАН и др.

15. Основными направлениями реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности, в том числе в рамках ОДКБ, являются:

  • формирование механизма обмена информацией об угрозах международной информационной безопасности и принимаемых мерах по их предотвращению, нейтрализации и ликвидации последствий;
  • реализация Соглашения о сотрудничестве государств – членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности;
  • осуществление коллективных действий по предотвращению, нейтрализации и устранению последствий реализации военной угрозы информационной безопасности Союзного государства и ОДКБ;
  • подготовка и переподготовка кадров, обмен результатами научной деятельности и проведение совместных научных исследований по военным аспектам обеспечения международной информационной безопасности.

16. Основными направлениями реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности с государствами – членами ООН, ШОС, БРИКС, а также с другими дружественными зарубежными странами Азии, Африки и Латинской Америки являются:

  • содействие разработке и принятию всеобъемлющего международно-правового акта (договора, конвенции) об обеспечении международной информационной безопасности, основанного на общепризнанных принципах и нормах международного права;
  • содействие принятию документов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности (ежегодная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, доклады профильных групп экспертов ООН), отвечающих интересам Сторон;
  • содействие принятию резолюции Генеральной Ассамблеи ООН  о «Правилах поведения в области обеспечения международной информационной безопасности», разработанных в рамках ШОС;
  • определение, согласование и осуществление необходимых совместных мер в области обеспечения международной информационной безопасности;
  • создание механизма обмена информацией о возникающих угрозах в области международной информационной безопасности, принимаемых мерах по их предотвращению, нейтрализации и ликвидации последствий;
  • участие в прогрессивном развитии норм международного права в области международной информационной безопасности;
  • согласование подходов к установлению международно-правового режима нераспространения информационного оружия;
  • согласование мер по обеспечению информационной безопасности критически важных структур военного назначения, имеющих трансграничный характер;
  • согласование позиций по продвижению совместных инициатив по вопросам международной информационной безопасности в рамках иных международных организаций и форумов.

17. Основные направления реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности с военными ведомствами государств – членов ОБСЕ, НАТО, АСЕАН и другими:

  • установление мер укрепления доверия в сфере международной информационной безопасности, снижающих риск возникновения конфликтов в результате взаимного недопонимания;
  • разработка взаимосогласованного подхода к международно-правовому регулированию военного использования ИКТ;
  • развитие диалога о необходимости установления международно-правового режима нераспространения информационного оружия.

18. По мере заключения двусторонних и многосторонних договоров в области международной информационной безопасности перечень и содержание направлений реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности может уточняться и конкретизироваться.

Раздел IV. Механизм реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности

19. Принятие решений органами государственной власти и военного управления Союзного государства по реализации военной политики может осуществляться с учетом разграничения их полномочий, закрепленных в Военной доктрине Союзного государства.

20. Основными рабочими органами по подготовке предложений для органов государственной власти и военного управления Союзного государства в области международной  информационной безопасности являются советы безопасности, министерства обороны и генеральные штабы вооруженных сил Сторон.

Раздел V. Заключительные положения

21. Формы и механизмы сотрудничества Сторон, вопросы финансирования, защиты информации, разрешения споров и другие вопросы, возникающие в процессе реализации военной политики, решаются в соответствии с положениями ст. 5–10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 25 декабря 2013 г.

22. Положения настоящих Основ могут уточняться с изменением характера военных угроз, целей, задач, приоритетов, направлений и механизма реализации военной политики Союзного государства в области международной информационной безопасности.

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false