Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram
Главная < Документы < Банк документов < Информация о документе

Доклад об антимонопольном комплаенсе в Министерстве обороны Российской Федерации за 2022 год

Дата начала публикации 30.05.2023 11:50:26

1. Общие положения

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 2258-р (далее – распоряжение № 2258-р), в Минобороны России создана система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – антимонопольный комплаенс.

Согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам в Минобороны России изданы:

  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. № 522 «Об утверждении Положения об организации в Министерстве обороны Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (далее соответственно – приказ № 522, Положение);
  • указания Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2020 г. № 205/2/325 о введении в действие Методических рекомендаций по организации и проведению в Министерстве обороны Российской Федерации внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
  • приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию военно-технического обеспечения войск (сил), от 19 февраля 2020 г. № 195 «Об утверждении Перечня ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве обороны Российской Федерации» (далее соответственно – приказ № 195, ключевые показатели эффективности);
  • указания заместителя Министра обороны Российской Федерации от 11 февраля 2020 г. № 255/22/1006 о ежеквартальном представлении аналитических обзоров по соблюдению антимонопольного комплаенса, а также информации и документов по установленной форме (пункт 15 Положения);
  • указания заместителя Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2022 г. № 255/22/5314 о введении в действие Плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков в Министерстве обороны Российской Федерации (далее – План мероприятий («дорожная карта»).

Правовые акты Минобороны России об антимонопольном комплаенсе размещены в разделе «Документы» на официальном сайте Минобороны России www.mil.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании Положения функции коллегиального органа по антимонопольному комплаенсу возлагаются на Общественный совет при Министерстве обороны Российской Федерации.

Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется Министром обороны Российской Федерации.

Непосредственный контроль за организацией антимонопольного комплаенса и обеспечение его функционирования осуществляются заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию военно-технического обеспечения войск (сил) (далее – заместитель Министра обороны Российской Федерации).

Функции уполномоченного подразделения по организации и функционированию антимонопольного комплаенса возлагаются на Департамент государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации (далее – уполномоченное подразделение).

Согласно разделу VI Положения доклад об антимонопольном комплаенсе содержит информацию:

  1. о результатах оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства (далее – комплаенс-риски);
  2. о достижении ключевых показателей эффективности;
  3. о выполнении Плана мероприятий («дорожной карты»).

2. Результаты оценки комплаенс-рисков

Одной из задач Минобороны России, согласно приказу № 522, является контроль за соответствием деятельности Минобороны России, в том числе органов военного управления (далее – ОВУ), территориальных органов (военных комиссариатов) Министерства обороны Российской Федерации (далее – территориальные органы), требованиям антимонопольного законодательства.

Для реализации задач, установленных Положением, в ОВУ и территориальных органах назначены ответственные должностные лица (не ниже заместителя руководителя ОВУ и территориального органа).

В целях выявления комплаенс-рисков уполномоченным подразделением проведен анализ:

  • аналитических обзоров за 2022 год, представленных ОВУ и территориальными органами согласно Положению, о наличии нарушений антимонопольного законодательства в Минобороны России;
  • изданных нормативных правовых актов Минобороны России, ответственными разработчиками которых являлись ОВУ.

Проекты нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации от ОВУ, территориальных органов за 2022 год не представлялись, анализ не проводился.

Нарушения антимонопольного законодательства (предостережения, предупреждения, штрафы, возбужденные дела об административном правонарушении, уголовные дела) в 2022 году в Минобороны России отсутствуют.

По итогам проведенного анализа, а также мониторинга и анализа практики применения Минобороны России антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением сделан вывод об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства в 2022 году.

3. Мероприятия по снижению комплаенс-рисков

Так как нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд имеют широкую социальную значимость, находятся под постоянным особым контролем государства и в ряде случаев создают предпосылки для нарушений антимонопольного законодательства, мероприятия по снижению комплаенс-рисков (далее – мероприятия) в Минобороны России направлены на обеспечение комплексного подхода к профилактике нарушений законодательства Российской Федерации не только в области антимонопольного регулирования, но и в сопряженных областях при реализации Минобороны России полномочий в установленной сфере деятельности.

Одновременно следует отметить, что Минобороны России на постоянной основе осуществляет ряд профилактических мероприятий, в том числе:

  • правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов;
  • ведомственный финансовый контроль и аудит;
  • анализ и обобщение практики применения судебными и контролирующими органами законодательства о контрактной системе;
  • методологическое сопровождение закупок.

Для обеспечения функционирования антимонопольного комплаенса уполномоченным подразделением определены основные группы мероприятий:

  • мониторинг изменений законодательства Российской Федерации;
  • мониторинг осуществляемых ОВУ закупок, содержащих признаки нарушений законодательства о контрактной системе;
  • анализ проектов нормативно-правовых актов Российской Федерации и нормативно-правовых актов Минобороны России на соответствие их антимонопольному законодательству;
  • предоставление методической помощи служащим Минобороны России по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе:

— информирование об изменениях законодательства Российской Федерации;
— разработка методических рекомендаций и указаний;
— консультирование по вопросам антимонопольного законодательства, антимонопольного комплаенса;

  • обучение должностных лиц ОВУ и территориальных органов требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса, в том числе:

— включение в тематику проводимых в Минобороны России мероприятий с участием представителей ФАС России вопросов по защите конкуренции, функционированию антимонопольного комплаенса;
— участие представителей уполномоченного подразделения в проводимых ФАС России семинарах об организации и функционировании антимонопольного комплаенса, защите конкуренции;

  • мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства в Минобороны России и территориальных органах;
  • проведение профилактических мероприятий по противодействию коррупции при выявлении сопутствующих признаков коррупционных рисков, наличия конфликта интересов;
  • проверка информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) юридических и физических лиц или сообщениях средств массовой информации, о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в Минобороны России;
  • систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.

В целях снижения комплаенс-рисков в Минобороны России скрупулезно исполняется План мероприятий («дорожная карта»).

4. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса

В целях оценки эффективности функционирования антимонопольного законодательства в Минобороны России установлены ключевые показатели эффективности, перечень которых определен приказом № 195, а именно:

1) коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства (по сравнению с 2017 годом), рассчитанный по формуле:

где:

  • КСН – коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства (по сравнению с 2017 годом);
  • КН2017 – количество нарушений антимонопольного законодательства в 2017 году;
  • КНоп – количество нарушений антимонопольного законодательства в отчетном периоде (за 2022 год).

Под нарушением антимонопольного законодательства со стороны Минобороны России понимаются:

  • возбужденные антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • выданные антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении правовых актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения;
  • направленные антимонопольным органом предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что антимонопольный комплаенс в Минобороны России внедрён в сентябре 2019 г. (после принятия акта об антимонопольном комплаенсе), значение КН2017 принимается равным 1.

В Министерстве обороны Российской Федерации нарушения антимонопольного законодательства в 2022 году отсутствовали, в связи с чем значение КНоп также принимается равным 1.

По итогам 2022 года:

Показатель результата от проведенных мероприятий, считается достигнутым в случае, если коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства (по сравнению с 2017 годом) (КСН), равен либо более 0,7.

По результатам расчета показатель достигнут;

2) доля проектов нормативно-правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, рассчитанных по формуле:

где:

  • Дпнпа – доля проектов нормативно-правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
  • Кпнпа – количество проектов нормативно-правовых актов, в которых уполномоченным подразделением выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде (за 2022 год);
  • КНоп – количество нормативно-правовых актов, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде (за 2022 год).

В отчетном периоде:

  • проекты нормативно-правовых актов Минобороны России, в которых уполномоченным подразделением выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, отсутствуют;
  • нормативно-правовые акты, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде, отсутствуют.

Таким образом, значения Кпнпа и КНоп соответственно принимаются равными 1.

Показатель результата от проведенных мероприятий, утвержденных Планом мероприятий («дорожной картой»), считается достигнутым в случае, если доля проектов правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, равна либо более 0.

По итогам 2022 года:

По результатам расчета показатель достигнут;

3) доля нормативно-правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, рассчитанных по формуле:

где:

  • Днпа – доля правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
  • Кнпа – количество нормативно-правовых актов, в которых уполномоченным подразделением выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде (за 2022 год);
  • КНоп – количество нормативно-правовых актов, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства в отчетном периоде (за 2022 год).

В отчетном периоде:

  • нормативно-правовые акты, в которых уполномоченным подразделением выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, отсутствуют;
  • нормативно-правовые акты, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства, отсутствуют.

Таким образом, значения Кнпа и КНоп соответственно принимаются равными 1.

Показатель результата от проведенных мероприятий, утвержденных Планом мероприятий («дорожной картой»), считается достигнутым в случае, если доля правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, равна либо более 0.

По итогам 2022 года:

По результатам расчета показатель достигнут;

4) доля сотрудников Минобороны России, в том числе должностных лиц ОВУ и территориальных органов, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, рассчитана по формуле:

где:

  • ДСо – доля сотрудников Минобороны России, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
  • КСо – количество сотрудников Минобороны России, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
  • КСобщ – общее количество сотрудников Минобороны России, чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства.

Показатель результата от проведенных мероприятий Плана мероприятий («дорожной карты») считается достигнутым в случае, если доля сотрудников Минобороны России, в том числе должностных лиц ОВУ и территориальных органов, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, равна либо более 0,7.

Во исполнение подпункта 6 пункта 18 Положения уполномоченным подразделением во II квартале 2022 г. была проведена межведомственная конференция на тему: «Новые правила законодательства о контрактной системе: первые итоги, основные проблемные вопросы при осуществлении закупок» с участием представителя ФАС России.

Общее количество сотрудников Минобороны России, прошедших обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу в 2022 году, составляет 257 человек (КСо = 257).

Согласно сведениям от ОВУ и территориальных органов в 2022 году общее количество сотрудников Минобороны России, чьи трудовые (должностные) обязанности, связанны с рисками нарушения антимонопольного законодательства, составляет 185 человек (КСобщ = 185).

По итогам 2022 года:

По результатам расчета показатель достигнут.

В рамках обеспечения функционирования антимонопольного комплаенса уполномоченным подразделением в 2022 году подготовлено более 110 информационных обзоров изменений законодательства Российской Федерации, направленных в ОВУ в целях повышения уровня квалификации должностных лиц и лиц, ответственных за разработку проектов нормативно-правовых актов Минобороны России.

В 2023 году для профилактики и снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с Положением будет утвержден План мероприятий («дорожная карта») по дальнейшему снижению комплаенс-рисков в Министерстве обороны Российской Федерации с учётом анализа за 2022 год.

На данном этапе развития антимонопольного комплаенса в Минобороны России обеспечен качественный комплексный подход к профилактике нарушений антимонопольного законодательства, все ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса по результатам расчёта достигнуты.

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false