Доклад об антимонопольном комплаенсе в Министерстве обороны Российской Федерации за 2022 год
Дата начала публикации 30.05.2023 11:50:26 | ||||
1. Общие положения В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 2258-р (далее – распоряжение № 2258-р), в Минобороны России создана система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – антимонопольный комплаенс. Согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам в Минобороны России изданы:
Правовые акты Минобороны России об антимонопольном комплаенсе размещены в разделе «Документы» на официальном сайте Минобороны России www.mil.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На основании Положения функции коллегиального органа по антимонопольному комплаенсу возлагаются на Общественный совет при Министерстве обороны Российской Федерации. Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется Министром обороны Российской Федерации. Непосредственный контроль за организацией антимонопольного комплаенса и обеспечение его функционирования осуществляются заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию военно-технического обеспечения войск (сил) (далее – заместитель Министра обороны Российской Федерации). Функции уполномоченного подразделения по организации и функционированию антимонопольного комплаенса возлагаются на Департамент государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации (далее – уполномоченное подразделение). Согласно разделу VI Положения доклад об антимонопольном комплаенсе содержит информацию:
2. Результаты оценки комплаенс-рисков Одной из задач Минобороны России, согласно приказу № 522, является контроль за соответствием деятельности Минобороны России, в том числе органов военного управления (далее – ОВУ), территориальных органов (военных комиссариатов) Министерства обороны Российской Федерации (далее – территориальные органы), требованиям антимонопольного законодательства. Для реализации задач, установленных Положением, в ОВУ и территориальных органах назначены ответственные должностные лица (не ниже заместителя руководителя ОВУ и территориального органа). В целях выявления комплаенс-рисков уполномоченным подразделением проведен анализ:
Проекты нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации от ОВУ, территориальных органов за 2022 год не представлялись, анализ не проводился. Нарушения антимонопольного законодательства (предостережения, предупреждения, штрафы, возбужденные дела об административном правонарушении, уголовные дела) в 2022 году в Минобороны России отсутствуют. По итогам проведенного анализа, а также мониторинга и анализа практики применения Минобороны России антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением сделан вывод об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства в 2022 году. 3. Мероприятия по снижению комплаенс-рисков Так как нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд имеют широкую социальную значимость, находятся под постоянным особым контролем государства и в ряде случаев создают предпосылки для нарушений антимонопольного законодательства, мероприятия по снижению комплаенс-рисков (далее – мероприятия) в Минобороны России направлены на обеспечение комплексного подхода к профилактике нарушений законодательства Российской Федерации не только в области антимонопольного регулирования, но и в сопряженных областях при реализации Минобороны России полномочий в установленной сфере деятельности. Одновременно следует отметить, что Минобороны России на постоянной основе осуществляет ряд профилактических мероприятий, в том числе:
Для обеспечения функционирования антимонопольного комплаенса уполномоченным подразделением определены основные группы мероприятий:
— информирование об изменениях законодательства Российской Федерации;
— включение в тематику проводимых в Минобороны России мероприятий с участием представителей ФАС России вопросов по защите конкуренции, функционированию антимонопольного комплаенса;
В целях снижения комплаенс-рисков в Минобороны России скрупулезно исполняется План мероприятий («дорожная карта»). 4. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса В целях оценки эффективности функционирования антимонопольного законодательства в Минобороны России установлены ключевые показатели эффективности, перечень которых определен приказом № 195, а именно: 1) коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства (по сравнению с 2017 годом), рассчитанный по формуле: где:
Под нарушением антимонопольного законодательства со стороны Минобороны России понимаются:
В связи с тем, что антимонопольный комплаенс в Минобороны России внедрён в сентябре 2019 г. (после принятия акта об антимонопольном комплаенсе), значение КН2017 принимается равным 1. В Министерстве обороны Российской Федерации нарушения антимонопольного законодательства в 2022 году отсутствовали, в связи с чем значение КНоп также принимается равным 1. По итогам 2022 года: Показатель результата от проведенных мероприятий, считается достигнутым в случае, если коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства (по сравнению с 2017 годом) (КСН), равен либо более 0,7. По результатам расчета показатель достигнут; 2) доля проектов нормативно-правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, рассчитанных по формуле: где:
В отчетном периоде:
Таким образом, значения Кпнпа и КНоп соответственно принимаются равными 1. Показатель результата от проведенных мероприятий, утвержденных Планом мероприятий («дорожной картой»), считается достигнутым в случае, если доля проектов правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, равна либо более 0. По итогам 2022 года: По результатам расчета показатель достигнут; 3) доля нормативно-правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, рассчитанных по формуле: где:
В отчетном периоде:
Таким образом, значения Кнпа и КНоп соответственно принимаются равными 1. Показатель результата от проведенных мероприятий, утвержденных Планом мероприятий («дорожной картой»), считается достигнутым в случае, если доля правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, равна либо более 0. По итогам 2022 года: По результатам расчета показатель достигнут; 4) доля сотрудников Минобороны России, в том числе должностных лиц ОВУ и территориальных органов, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, рассчитана по формуле: где:
Показатель результата от проведенных мероприятий Плана мероприятий («дорожной карты») считается достигнутым в случае, если доля сотрудников Минобороны России, в том числе должностных лиц ОВУ и территориальных органов, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, равна либо более 0,7. Во исполнение подпункта 6 пункта 18 Положения уполномоченным подразделением во II квартале 2022 г. была проведена межведомственная конференция на тему: «Новые правила законодательства о контрактной системе: первые итоги, основные проблемные вопросы при осуществлении закупок» с участием представителя ФАС России. Общее количество сотрудников Минобороны России, прошедших обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу в 2022 году, составляет 257 человек (КСо = 257). Согласно сведениям от ОВУ и территориальных органов в 2022 году общее количество сотрудников Минобороны России, чьи трудовые (должностные) обязанности, связанны с рисками нарушения антимонопольного законодательства, составляет 185 человек (КСобщ = 185). По итогам 2022 года: По результатам расчета показатель достигнут. В рамках обеспечения функционирования антимонопольного комплаенса уполномоченным подразделением в 2022 году подготовлено более 110 информационных обзоров изменений законодательства Российской Федерации, направленных в ОВУ в целях повышения уровня квалификации должностных лиц и лиц, ответственных за разработку проектов нормативно-правовых актов Минобороны России. В 2023 году для профилактики и снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с Положением будет утвержден План мероприятий («дорожная карта») по дальнейшему снижению комплаенс-рисков в Министерстве обороны Российской Федерации с учётом анализа за 2022 год. На данном этапе развития антимонопольного комплаенса в Минобороны России обеспечен качественный комплексный подход к профилактике нарушений антимонопольного законодательства, все ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса по результатам расчёта достигнуты. |